СВЯЩЕННАЯ ЛОШАДЬ САХА
Именно март, для якутов является месяцем — Божества лошади "Дьөһөгөй».
Культ почитания лошади передаётся и к молодому поколению. Празднования обычно проводятся с 21 марта по 23 марта, такой день называют возрождением и пробуждением природы, праздник мужского начала. Посвящался он Божеству Дьөһөгөй.
Легенды гласят, что существовал особый обряд, когда состоятельные рода якутов, посвящали табун белоснежных лошадей Белым Светлым Божествам. Такой табун гнали три всадника на лошадях светлого окраса, на восток, где восходит солнце.
Образ лошади отражался и в фольклоре. В ранних вариантах олонхо - конь выступает в качестве предка олонхо. Культ лошади во многом определил культуру древних народов саха. Разнообразное количество творений было сделано с изображением коня. Обереги, панно, брелоки, посуда с изображением животного.
В этом образе символически отражались культ солнца и культ неба – основы древней исконной религии, народов саха. Светлого верования в добро и свет. Культ Коня имеет глубокий философский смысл.
Якуты знали о мощной целебной энергетике животного, способной уравновесить психическое состояние человека. Всё, что даёт лошадь, целебно. Вещи, сплетённые из конского волоса, способны очистить биополе и излечить ауру человека. Кобылье молоко – особый целебный продукт, а конское мясо – ценный продукт, содержащий все микроэлементы, необходимые организму человека.
Махалка-дэйбиир, изготовленная из конских волос, способна очищать ауру человека, уравновесить её. В якутской культуре дэйбиир имеет и ритуальное, и хозяйственное применение. Эти знания предков, сохранилось и по сей день, и помогают молодому поколению.